Приобретение гражданства

гражд

Институт гражданства в каждом государстве является важным и неотъемлемый элементом конституционного строя. Это обуславливается тем, что гражданство представляет собой правовую связь человека с государством, которая определяет права и обязанности обеих сторон по отношению друг к другу. Иными словами, гражданство является способом взаимоотношения между конкретным гражданином и государством, оно позволяет приобрести лицу основополагающие права и свободы, возникновение которых связано с наличием у него гражданства. В то же время, гражданство возлагает на лицо и дополнительные обязанности в виде, к примеру, воинской повинности и уплаты налогов.

Гражданство как правовой институт в пределах украинского правового поля нашло свое закрепление как на конституционном уровне, так и на уровне специального законодательства. Таковой способ урегулирования правоотношений, возникающих из вопросов о гражданстве, является обычной практикой во многих государствах: основные положения данного института, такие как «никто не может быть лишен гражданства, кроме как на основаниях, предусмотренных законом», а также другого рода фундаментальные гарантии предусматриваются определенными статьями конституции государства, а конкретизируются такие положения в узкоспециальных законодательных актах, которыми охватываются положения о порядке получения, утраты, выхода из гражданства, а так же другие нормы. Возвращаясь к украинскому законодательству, следует отметить, что институт гражданства урегулирован статьей 4 Конституции Украины, которая определяет существование в Украине единого гражданства, а также главой II Конституции, которая содержит перечень прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Что касается специального законодательного акта, то таковым является Закон Украины «О гражданстве» (далее – Закон), который составит основу и фундамент данной статьи, главной целью которой является четкое определение получения гражданства Украины.

Ст. 1 Закона, которая содержит перечень основных терминов, использующихся в нем, закрепляет также понятие гражданства — правовая связь между физическим лицом и Украиной, которая находит свое выражение в их взаимных правах и обязанностях.

Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению вопроса о порядке приобретения гражданства в Украине хотелось бы отметить и прояснить одно довольно популярное утверждение, касающееся запрета в Украине двойного гражданства. Следует отметить, что прямого императивного запрета ни нормы Конституции, ни положения вышеупомянутого Закона не содержат. Единственное запрещение, предусмотренное Законом, содержит положение о том, что не допускается существования гражданства административно-территориальных единиц. Что же касается той ситуации, когда гражданин Украины приобретает гражданство другого государства, то такого гражданина нельзя называть нарушителем Конституции и законов. Данная процедура полностью укладывается в пределы допустимого поведения, предусмотренного законодательством. В частности, в соответствии с положениями того самого Закона гражданин Украины или иностранец, который приобрел гражданство Украины, в том случае, если он вступил в гражданство иного государства, рассматривается и признается в правоотношениях с Украиной исключительно как гражданин Украины. Таким образом, действует один из ключевых принципов данного института – принцип приоритета украинского гражданства, но ни в коем случае не принцип запрета двойного гражданства. Теперь, внесши ясность в основные моменты института гражданства, следует перейти к порядку его приобретения.

Закон содержит перечень обстоятельств, которые могут послужить гражданину в качестве оснований для приобретения гражданства Украины. В частности, таковыми основаниями в соответствии с Законом являются нижеследующие:  1) в связи с рождением от граждан Украины; 2) по территориальному происхождению; 3) в связи с вступлением в гражданство; 4) в результате восстановления в гражданстве; 5) в связи с усыновлением гражданами Украины; 6) в связи с установлением над ребенком опеки или попечительства, а также в том случае, если ребенок был устроен в детское учебное заведение или здравоохранительное учреждение, в детский дом семейного типа или же передан воспитанию патронажной семьей; 7) в связи с тем, что над лицом установлена опека, как над недееспособным; 8) в случае, когда родители лица являются гражданами Украины; 9) в связи с признанием отцовства или материнства или установлением факта отцовства или материнства; 10) в соответствии с другими основаниями, предусмотренными международными договорами Украины. Стоит отметить, что данный перечень не является исчерпывающем в силу закрепления пункта 10, который предусматривает возможность приобретения гражданства при наличии других, не предусмотренных данным законом, но предусмотренных международными актами оснований.

Все вышеперечисленные акты в теории права, а также в рамках науки конституционного права определяются специфической терминологией, которая присуща большому множеству современных государств. В частности, те основания, которые были упомянуты выше охватываются нижеследующими понятиями:

филиация – данное основание включает два основных принципа, принцип «крови» и принцип «почвы», из определения которых можно говорить о том, что, опираясь на них, лицо имеет право обрести гражданство в том случае, если он рожден от граждан того или иного государства (по крови) или же рожден на территории того или иного государства (по почве). Данные принципы употребляются различными государствами, как в отдельности, так и в сочетании. Украина относится к тем государствам, которые предоставляют гражданство, как по рождению, так и по территориальному происхождению;

натурализация – является наиболее распространенным в современном мире способом приобретения гражданства. Натурализация реализуется посредством двух аспектов: 1) натурализация в силу закона, при которой лицо приобретает гражданства, не прибегая к активным действиям, иными словами – автоматически, вследствие наличия определенной правовой нормы; 2) натурализация по волеизъявлению лица, при которой гражданин осуществляет ряд юридически-значимых действий (подача документов, заявления и т.д.). Следует отметить, что основанием для получения гражданства таким способом также требует наличия определенного юридического факта: проживания данного лица на территории государства определенный срок, правомерное поведение лица, а также иные факты, предусмотренные нормами законодательства;

реинтеграция – данное основание иными словами можно определить, как восстановление лица в гражданстве, которое предусматривает упрощенную процедуру предоставления гражданства лицу в связи с тем, что такое лицо ранее состояло в гражданстве, приобрести которое теперь он желает;

Все основания, что были перечислены выше, являются основными и наиболее встречающимися в практике современных государств, в том числе и Украины. Такие основания не подлежат ограничению и не могут быть исчерпывающими, ведь каждое государство имеет собственную специфику и индивидуальность в способах решения проблем, возникающих из вопросов гражданства. Закон Украины «О гражданстве» также не содержит исчерпывающего и четкого перечня таких основания. В целом, данный институт в пределах украинского законодательства урегулирован в полной мере, но все же некоторые противоречия и трудности на практике не являются редкостью.

Наша фирма сможет оказать надлежащую поддержку иностранным гражданам и гражданам, ранее состоявшим в гражданстве Украины с подачей всех необходимых для приобретения гражданства или его восстановления документов и заявлений в наиболее оперативные сроки. Обращайтесь!

+38 093 845 19 68

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *